Авто

Июл 16

Первого июля в Беларуси закончилась приватизация жилья. О её проблемах рассказывает начальник отдела приватизации и обмена жилплощади ЖРЭУ Бреста Елена ГОПША.

Приватизация в Беларуси завершена. Объявление у подъезда

Объявление о завершении процесса приватизации в Беларуси. Фото из архива BrestCITY.com

– Елена Николаевна, сколько лет шла приватизация квартир в Бресте? Сколько их приватизировано и каков сегодня их процент в государственном жилом фонде, подлежащем приватизации?

– Приватизации дало начало положение о продаже жилищного фонда, которое утверждено Постановлением Совета Министров БССР от 6 июня 1989 года. Таким образом, приватизация в Беларуси идёт уже 27 лет. На 1 июня в Бресте в государственном жилищном фонде насчитывалось 57 тысяч 154 жилых помещения, из которых приватизировано 54 тысячи 597 помещений.

Какова была доля неприватизированного жилья на начало года и сколько приватизировано за первое полугодие?

– Приватизации на эту дату подлежало 2 тысячи 483 квартиры, или 4,4 процента городского государственного жилищного фонда. В это количество вошли и те квартиры, на приватизацию которых получены разрешения в 2015 году. То есть у их квартиросъёмщиков ещё не истёк срок обращения в нотариальные конторы для удостоверения договоров.

За июнь 2016 года в отделе приватизации зарегистрировано 566 заявлений. В течение месяца мы должны принять решения в отношении них. В случае, если все эти граждане получат разрешения на приватизацию и оформят договоры, то в городе неприватизированными останутся примерно полторы тысячи квартир, или 2,6 процента государственного жилищного фонда, подлежащего приватизации.

– А в чём разница приватизации квартир в начале этого процесса, когда можно было использовать чеки «Жильё», и в конце?

– Начиналась приватизация жилья без всяких чеков, а путём продажи квартир по ценам 1991 года исходя из той балансовой стоимости, по которой они состояли на учёте, – за вычетом процента их износа. Потом Постановление № 67 от 22 февраля 1991 добавило в предыдущее Постановление от 1989 года возможность использования льгот участниками и инвалидами войны, «афганцами». Потом появилось постановление о чернобыльцах, инвалидах с детства. Все эти постановления давали право на безвозмездную передачу двадцати квадратных метров общей площади на льготника с удостоверением и на членов его семьи: супругу (супруга), совершеннолетних детей, не создавших семью или потерявших родителей при выполнении долга или служебных обязанностей.

Но это право действовало до 1 июля 1992 года, когда вышел Закон Республики Беларусь «О приватизации», установивший гражданам возможность начисления жилищных квот, то есть стоимостного эквивалента жилищного фонда, который передавался безвозмездно каждому гражданину в зависимости от его трудового стажа. Скажем так, это чеки «Жильё». По крайней мере, с 1 января 2006 года для приватизации квартир требовались только они. До этого времени у нас были в ходу и жилищные квоты, которые можно было напрямую переоформить в чеки «Жильё» и таким образом зачесть в стоимость квартиры.

– А в ходу ли сейчас чеки «Жильё»?

– Да, в ходу, если они перерегистрированы. Согласно Декрету № 6 Президента от 6 июня 2005 года, все чеки «Жильё» подлежали перерегистрации в отделениях Беларусбанка. Перерегистрации подлежали чеки, начисленные лично человеку или подаренные близкими родственниками, равно как и унаследованные чеки. Купленные у посторонних лиц чеки подлежали уничтожению. То есть с 1 января 2006 года чеки «Жильё» потеряли свою силу.

– Говорят, что в 90-е годы приватизация квартир в Бресте ничего не стоила. Так ли это?

– С начала 1992 по 1999 год оценка стоимости квартир в Бресте производилась в ценах 1991 года. С этой цены снималась сумма чеков «Жильё» или начисленных жилищных квот, а оставшаяся сумма подлежала внесению на спецсчёт приватизации жилья. Скажем прямо, это была почти бесплатная передача квартир в частные руки, учитывая гиперинфляцию в те годы. Бывало, что в 1999 году люди доплачивали за квартиру один рубль.

Правда, с сентября 1995 года постановлением правительства № 512 была ещё установлена приватизация в действующих ценах – для тех граждан, которые уже использовали свои жилищные квоты и не имели права на их начисление. По действующим ценам приватизировали квартиры граждане, которые нуждались в улучшении жилищных условий и ранее уже приобрели приватизированные квартиры, или иностранцы, которыми являются граждане Российской Федерации, Украины и других стран.

А с 1 июля 1999 года ввели в действие изменения в законе о приватизации, которые – кто бы ни обратился – предусматривали приватизацию квартир в ценах на дату регистрации заявления о приватизации. Тогда жилищные квоты засчитывались в стоимость квартир в ценах 1991 года, но разница между их оценочной стоимостью в ценах того года и жилищными квотами, с коэффициентами ежемесячного изменения цен в строительстве по областям, переводилась в действующие цены.

Гражданин, приватизирующий с того времени свою квартиру, обязан был при регистрации договора о приватизации уплатить первоначальный взнос в размере не менее десяти процентов от её стоимости. Остальная сумма должна быть уплачена в рассрочку ежемесячно равными долями в течение не более сорока лет.

– Не правда ли, что отдел приватизации в последние месяцы работал чуть ли не в режиме чрезвычайного положения, когда толпы людей пытались вскочить в уходящий вагон? Как работали специалисты вашего отдела и какова была тогда на них нагрузка?

– Наш отдел из пяти работников усилили четырьмя бывшими специалистами, которые к этому времени уже ушли на заслуженный отдых. Где-то с середины июня мы ежедневно работали по 12 часов – с 8.00 до 20.00 и с двумя выходными. А с 20 июня пришлось прихватывать и выходные дни, потому что в коридоре стояли длинные очереди из людей, не успевших приватизировать свои квартиры. А с 27 по 30 июня из-за ажиотажа один из сотрудников отдела работал с 6.00 до 24.00.

– Слышал, что те, кто уже сдал документы, но не получил свидетельства о госрегистрации, будут с начала и до конца оформления документов рассчитываться за них как за арендное жильё.

– С 1 июля по решению горисполкома всё неприватизированное жильё переведено в разряд коммерческого жилищного фонда. С квартиросъёмщиками будут оформлять договоры местные ЖЭСы, а заключать их должно ЖРЭУ.

Облисполкомом установлен понижающий коэффициент в 0,1 от ставки, и окончательная стоимость одного «квадрата» будет 3 тысячи 150 рублей. Это за двухкомнатную квартиру даёт превышение над ежемесячной квартплатой за неё около 80–100 тысяч рублей. Плюс остаётся и плата за коммунальные услуги.

Но в то время как первоначальный взнос за приватизированную квартиру составляет десять процентов от её стоимости в действующих ценах от 20 до 70 миллионов рублей. Тем более что у людей сейчас нет таких денег. Нынешние двухкомнатные квартиры стоят в пределах 160–200 миллионов рублей, в переводе на старые деньги. Есть, правда, дешевле, например, «хрущёвки» на улицах Янки Купалы или Кривошеина. Но есть и новые, «богатые» квартиры в микрорайонах Вулька и Южный, которые стоят от 300 до 500 миллионов неденоминированных рублей.

Одно дело уплатить за квартиру 100 «лишних» тысяч рублей, а другое – выложить сразу 20 миллионов. А где их взять? Теперь по Указу Президента № 200 у людей появилась возможность накопить десять процентов первоначального взноса в течение календарного года, а остальную сумму распишут на 40 лет.

– Чем вызваны нынешние судебные процессы отдела приватизации ЖРЭУ с квартиросъёмщиками?

– Например, женщина пытается установить своё право собственности на квартиру, которую она построила в одном ведомстве, но потом дом передали в городскую коммунальную собственность. Но большинство судебных дел касаются раздела чеков «Жильё». Если все члены семьи, объединившие свои жилищные квоты для приватизации квартиры, живы, то они делятся на основании заявления и решения соответствующей местной власти. Специальная процедура деления чеков прописана в Указе № 200. Если один из участников приватизации скончался, его чеки по решению суда передают по наследству или родным и близким, или, если есть завещание, конкретно кому-то из них.

* * *
Как пояснил начальник жилищно-коммунального отдела горисполкома Сергей Лущик, ставка стоимости квадратного метра общей площади коммерческого, как и арендного жилья составляет 3 190 рублей. С учётом того, что облисполкомом установлен понижающий коэффициент в 0,1 от ставки, то окончательная стоимость одного «квадрата» - 3 150 рублей.

При этом не принимается во внимание ни год постройки квартиры, ни её местонахождение – находится ли она в центре или на окраине Бреста.

Источник информации: Юрий ШАПРАН, "Брестский вестник".

16.07.2016.
Больше интересного - у нас в Telegram https://t.me/brestcity

Новости по теме: ,
***
Подпишитесь на Новости Бреста в Google
Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости
----------------------

Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:

Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро


ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ

Если блок популярных новостей здесь не отображается - отключите в браузере блокировщик рекламы.

Яндекс.Метрика