Прямая почтовая реклама Рекламная игра. Заря
Сен 07

Иран. Как долго манила нас эта удивительная страна, окутанная дымкой невероятных историй и домыслов! Древняя Персия, восточные сказки Шахерезады, Персидский залив, строгие нравы...

И решение было принято.

ПЕРВЫЕ БАРЬЕРЫ

Подготовка к поездке длилась достаточно долго. Мы несколько раз переносили дату начала путешествия. Основная сложность заключалась в пресловутом корнете (документ таможенного транзита. — Прим. автора). Оформить его официально стоило серьезных средств. Поэтому начали искать другие варианты.

Еще малость непонимания вносил Азербайджан, через который предстоял наш путь. С недавних пор на его территорию запретили въезд автомобилям, не соответствующим стандартам экологичности евро 4 и старше какого-то там года. Сложностей накапливалось все больше. Посольство Азербайджана в Минске не могло дать вразумительного ответа на наши вопросы.

Решили ехать и попытаться оформить корнет прямо на границе. В интернете встречалась информация, что такое возможно.

В конце марта мы были готовы отправиться в путь. Мы — это наш главный вдохновитель Nissan Patrol, прозванный «Скиф», я, мой брат Дима и наши жены – Галя и Настя.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

Итак, 30 марта мы выехали в направлении иранской границы. Потянулись неспешные километры российских трасс. Из новостей узнали о начавшихся боевых действиях между Азербайджаном и Арменией — давний конфликт о статусе Нагорного Карабаха. Поэтому расчет на альтернативную дорогу в Иран через Армению отпал сразу. Мы собирались воспользоваться ею в случае, если нас не пустят в Азербайджан.

И вторая неприятная новость: переход на российско-грузинской границе Верхний Ларс оказался закрыт! Перевал завалило снегом… Но не возвращаться же обратно! Мы рискнули и не прогадали. К нашему приезду перевал Крестовый оттаял и движение возобновилось. Мы понеслись по военно-грузинской дороге вдоль искрящихся на солнце белых шапок гор.

АХ, ГРУЗИЯ!..

В прошлом нашем путешествии по Грузии мы не успели побывать в Кахетии. Теперь решили восполнить этот пробел. Отправились туда не через шумный Тбилиси, а извилистыми горными тропами. У нас был свой план. Посетить городок Сигнахи, проехаться по Алазанской долине и побывать в заповеднике Вашловани, в котором водятся даже гепарды.

Перевалив через горы, мы оказались в Алазанской долине. Она, окаймленная величественными горами, усыпанная садами и виноградниками, деревеньками и монастырями, была похожа на затерянный мир, покой которого нарушил скрежет наших тормозов.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

На следующее утро продолжили свой путь в направлении заповедника Вашловани. Ехали по ухабистым дорогам, опутавшим, словно сети, паука все холмы и долины. По сути, двигались наугад. Чуть позже нам повстречался рейнджер, который показал саму заповедную долину. Это прекрасная саванна, окаймленная благоухающими зеленью холмами, находится на самой границе Грузии и Азербайджана, территорию которого было видно на противоположном краю долины.

Вход сюда строго запрещен, и любоваться долиной можно лишь с окрестных холмов. Наш гид подтвердил обитание здесь гепарда. Три года назад хищник попался в фотоловушку.

ТОМИТЕЛЬНОЕ ОЖИДАНИЕ

Утром мы двинулись дальше. Во второй половине дня были возле грузинско-азербайджанской границы. Ощущалась легкая нервозность. Однако азербайджанские пограничники оказались милейшими людьми, которые доброжелательно общались с нами. Узнав, куда мы едем, они достаточно пристально досматривали вещи.

Мы получили трехдневный транзит по территории республики, заплатив около 50$ за страховку и какой-то налог. К шести вечера следующего дня мы уже на пограничном переходе города Астара. Воодушевленные скорой встречей с удивительной страной сразу же направились к пограничникам. Оказалось, граница уже закрыта! Ну да ладно, делать нечего, и мы отправились на берег Каспийского моря ужинать и мечтать о завтрашнем дне.

Утром мы быстро собрались, и, даже не думая о завтраке, устремились к заветному шлагбауму. Наши дамы одели длинные юбки и платки, став похожими на мусульманских женщин. По закону в Иране даже туристы должны соблюдать хиджаб.

В девять часов утра шлагбаум дрогнул и поднялся, нам было предложено двигаться вперед. Азербайджанские таможенники улыбались, шутили, проверяя документы. Но ни машину, ни вещи смотреть не стали. Просто спросили: «Запрещенное что-то есть?»

Мы ответили, что ничего такого не имеем, а что было — спрятано в кустах при дороге. Таможенники пристально посмотрели на нас, не оценив шутки, и уже серьезно спросили: «Вы понимаете в какую страну едете?» Затем тучный таможенник махнул рукой в сторону иранской стороны.

Мы неспешно покатили в указанном направлении, преодолели мост и оказались у первого КПП. Там нас встречал молодой иранский пограничник с «калашниковым» наперевес. Посмотрев на нас, он подошел и сказал что-то на незнакомом языке, махая при этом автоматом. Мы поняли, что пассажирам нужно выйти с вещами и отправиться туда, куда неспешно идут все, кто пересекает границу.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

Вскоре вокруг нашей машины закопошилась целая армия помощников (хэлперов). Многие из них говорили по-английски, поэтому сложностей не возникло. Выбрали человека, который должен был решить все вопросы относительно нашего въезда в страну, временного ввоза автомобиля и т. д. Сделать что-либо самому — просто нереально. Все надписи были на фарси, все сотрудники таможни говорили с нами исключительно на фарси.

После двух часов ожидания получили документ из персидской вязи взамен технического паспорта на наше авто (его нам вернут на выезде из страны), а также проштампованные заграничные паспорта. За 290 долларов мы «справились» с местной бюрократией и окунулись в мусульманский мир Исламской Республики Иран.

БЕГАЮТ ВСЕ...

Въехав в иранскую Астару, первым делом решили купить сим-карту для мобильного. Оказалось, для иностранцев все не так просто. Пришлось вернуться на таможню и попросить помощи у наших новых друзей. Нам выдали бумагу с короткой надписью на фарси. И после получаса оформлений, подписей и снятия отпечатков пальцев (это обязательная процедура) у нас на руках была сим-карта с тремя гигабайтами интернет-трафика. Стоила она около 10$. Надо сказать, что позже, при покупке другой карточки, никаких дополнительных бумаг у нас почему-то не спрашивали.

К слову, на дворе стоял 1395 год. Иранцы только закончили праздновать Новый год (Новруз).

Вокруг все было другое. Люди, звуки… Я даже впервые в путешествии начал фотографировать автомобили. Встречались очень интересные экземпляры.

Иранские дороги, на мой взгляд, отличного качества. Очень разветвленная дорожная сеть с приличным покрытием. Большинство дорог – широкие, две-три полосы с полноценной обочиной. Вообще, у меня сложилось ощущение, что наряду с нефтью в Иране добывают и асфальт.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

А вот движение по дорогам классически арабского происхождения. Про указатели поворотов по большому счету никто не знает. Если тебе нужно обогнать, перестроиться, повернуть или просто стало скучно – сигналь.

Единственное, что нового я узнал на дорогах Ирана — это повороты. К примеру, три полосы движения, по которым двигаются четыре ряда автомобилей. Были такие ситуации, что все четыре ряда стояли с включенным левым поворотником!

Еще одна интересная деталь — пешеходные перебеги, как мы их назвали. Трех- , двухрядные полосы разделяются бетонными заграждениями, с определенной периодичностью в них сделаны проходы для пешеходов. Но разметки или уж тем более светофоров практически нет. Только ограничение скорости для водителей. Вот такая иранская национальная забава: перебеги трассу. Дети, старики, женщины — бегают все.

ЗНАКОМЫЙ ИЗ БРЕСТСКОГО ПОЛИТЕХА

На следующий день отправились осматривать деревню Масуле. Это достаточно красивое горное местечко. Природа северного Ирана — горы, покрытые лесами, и деревни с террасами, громоздящиеся на скалах подобно ульям пчел.

Все бы хорошо, но начала болеть спина у Насти. Боль докучала настолько, что она не могла ходить, а просто сидела на лавочке и ждала нас. Стало очевидно, что проблема серьезная. Решено было ехать в Тегеран и попытаться выяснить причину боли в местных клиниках. Тем более недалеко от столицы Ирана, в городе Карадж, жила Катя, знакомая моей жены. Она вышла замуж за иранца. Мы созвонились, и они с мужем Борзуе с удовольствием согласились принять нас у себя дома.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

Вечером мы уже были в гостях. Борзуе в свое время учился в Брестском политехническом университете на кафедре архитектуры и вместе с дипломом привез домой и жену. У них растет чудесная малышка Лиана. Он отлично говорит по-русски, поэтому в общении не было никаких сложностей.

Весь следующий день мы гуляли, если так можно сказать, по Тегерану, искали больницу, определенную нашей страховой компанией. По дороге посетили единственный действующий православный храм на территории Ирана. А неподалеку от этого храма находится посольство США, которое было захвачено в 1979 году во время исламской революции. Кирпичный забор вокруг исписан характерными граффити.

По поводу Насти пришли к следующему решению. Мы продолжаем маршрут, а Дима с женой снимают гостиницу в следующем крупном городе. Пока мы с Галей осматриваем окружающие глухие уголки, ждут нас там. Так и поступили. Утром Катя с Борзуе приготовила нам завтрак с необыкновенно вкусными иранскими лепешками, сыром и вареньем. Поблагодарив за гостеприимство, мы попрощались и отправились в город Йезд.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРАВЩИК

Заправки Ирана. Весь частный транспорт здесь передвигается на бензине. Поэтому с ним вообще никаких проблем. А нам нужен дизель. За весь путь по стране мы дважды столкнулись с проблемой отсутствия в продаже дизельного топлива. То есть не было даже дизельных колонок.

Любая заправка авто осуществляется с помощью специальной карточки. Если ее нет, то в 80% случаев она есть у заправщика, но при этом цена на топливо увеличивается вдвое. Однако это нас не смущало, так как цена за литр дизеля составляла менее 30 центов. Случалось, что карточки на этот вид топлива не было и у заправщика. Но иранцы очень добрый, отзывчивый народ, поэтому они сразу начинают суетиться. Один раз работник побежал на заправку, находящуюся с противоположной стороны автобана. Он лихо увертывался от проносящихся машин, потом перелез через оградительные заборы, принес нам карточку, после чего понес ее обратно. Но самая оригинальная заправка случилась с нами на выезде из страны, но об этом чуть позже.

ТИХИЙ И НЕСПЕШНЫЙ ИРАН

Чем дальше оставляли за собой Тегеран, тем больше окружающий ландшафт становился таким, каким мы его себе представляли. Каменная пустыня, причудливые скалы всех цветов радуги. Нам начали встречаться глинобитные деревушки, зачастую уже наполовину заброшенные.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

Йезд — самый аутентичный город на всем нашем маршруте. В остальных городах, не менее интересных, вы можете посетить старые мечети в роскошном обрамлении, сказочный восточный рынок, сохранившуюся крепость и другие исторические объекты. Здесь же весь старый глинобитный город с его извилистыми путанными улицами представлял огромный интерес.

Мы сняли комнату в гостинице с завтраком буквально в центре города за 35 долларов и отправились гулять. Интересное отличие, которое сразу мне бросилось в глаза, хотя, вернее сказать, в уши. Я нигде не слышал пронизывающего пения муэдзина, призывающего к молитве. Здесь, просто проходя мимо мечети, либо из радио или телевизоров правоверных торговцев слышатся нараспев читающиеся суры Корана.

Где бы я ни путешествовал, для меня большие города представляют наименьший интерес. За толпами местных жителей, туристов так сложно ощутить хоть малейший аромат исторического прошлого. Он затерт, затоптан цивилизацией, в конце концов, просто коммерциализирован.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

Утром следующего дня мы умчались от городской суеты по направлению к дюнам Месра. И это уже был совсем другой Иран. Тихий и неспешный. Мы видели заброшенные деревни и пальмовые рощи. Дороги через пустыни, где на сотню километров нет ни одной встречной машины. Мы останавливались, делали фотографии и любовались поистине марсианскими пейзажами. Казалось, мы одни во вселенной...

Интересно, в самых глухих деревнях к нам всегда относились доброжелательно. Даже старые бабули, которым уже под восемьдесят лет, позволяли себя фотографировать и с любопытством пытались общаться. Только наш фарси был на нулевом уровне и нам оставалось лишь улыбаться.

Ночь перед возвращением в Йезд ночевали на окраине пальмовой рощи. Утром, списавшись с ребятами по Viber, назначали место встречи. Рассказав о своих приключениях, направились в сторону Шираза. Перед этим посетили руины Персеполиса.

В Ширазе мы сняли недорогой приличный отель в минутах пятнадцати ходьбы до крепости Шираза. Два дня мы осматривали достопримечательности города, среди которых мечеть Насир-аль-Мульк, мавзолей шах-Черак и прочие не менее интересные места.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

Любопытна технология посещения мечети. Мужчин и женщин разделяют и запускают в соответствующие пределы мечети. При этом к мужчинам приставляется экскурсовод, владеющий английским, который объясняет суть происходящего. Так, через полчаса, мы выходили на улицу под непонимающие взгляды наших жен. Оказывается, в женской части все гораздо прозаичнее. Закутавшись в выданные им материи, они в одиночестве минут десять слонялись среди молящихся прихожан.

НА БЕРЕГУ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Кухня Ирана. На мой взгляд она весьма скудная. Еще в Тегеране, мечтая отведать местные деликатесы, мы попросили Борзуе написать нам на фарси название самых вкусных иранских блюд. Потом ходили с этим списком и поочередно заказывали блюдо, название которого состояло из десятка закорючек. По сути, почти все оказывалось различными сочетаниями риса и курицы. В этом плане у них все прагматично.

После длительного отдыха Насте стало лучше, поэтому ребята решили не оставаться в Ширазе на очередные несколько дней, а ехать с нами вместе. Тем более что мы отправлялись в сторону Персидского залива.

Свернув с больших магистралей, направились к заливу через Большой каньон Ирана. Может, у него есть какое-то другое название, но гугл нам выдал такое. Зрелище поистине впечатляющее. В первой половине пути дорога петляет по его склонам, поэтому мы вдоволь нагулялись и сделали массу фотографий.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

Прямо на песчаный берег Персидского залива выехали уже затемно. Поужинав, всматривались в водную гладь. Где-то там, по другую сторону залива, Саудовская Аравия, Бахрейн и Катар.

Ночью наш мирный сон прервал назойливый вой мотоцикла. Кто-то стоял рядом с нами и без устали жал на газ своего железного коня. Я быстро выбрался из машины и увидел человека в форме с автоматом наперевес. Он подошел ко мне и начал что-то объяснять.

Дима, выйдя из палатки, решил, несмотря на поздний час, позвонить Борзуе. Тот, на удивление, быстро ответил и мы передали трубку человеку с автоматом. Они пообщались с полминуты, и Борзуе рассказал суть претензий к нам. Оказывается, в этом месте находиться очень опасно. Мы свернули лагерь и отправились за благодетелями, указывающими нам путь в безопасное место.

Проехав около пяти километров, оказались возле полицейского участка. Полицейский указал нам безопасное место. После этого принес по бутылке воды и сказал, что если что-либо понадобится, то, пожалуйста, обращайтесь. Нам так хотелось спать, что мы сами перевели это с фарси. Ночь прошла спокойно.

Путешествие в Иран на автомобиле из Бреста

На следующий день направились в Исфахан, древнюю столицу Персии. Этот город был последней официальной точкой нашего путешествия.

Мы сняли гостиницу, гуляли по улицам, покупали сувениры, ели сладости. Но в сердце уже щемило чувство скорой разлуки, разлуки с этой удивительной страной, с ее радушными жителями.

Подъезжая к Астаре, решили напоследок заправиться, но дизельного топлива не оказалось. Как уже случалось в подобных ситуациях, заправщик стал кому-то звонить. Через несколько минут появился человек и спросил: «Дизель?» и, получив утвердительный ответ, предложил ехать за ним.

Затем, показывая на канистру, он пытался выяснить, сколько топлива нам надо. Ответа на вопрос о цене мы не услышали и решили, что нам хватит одной канистры. Иранец принялся заправлять наш «Патрол». После того, как канистра опустела, он улыбнулся и приветливо махнул рукой. Увидев у нас деньги, он отмахнулся и стал жестами показывать, что это подарок в честь дружбы народов.

В ответ мы подарили ему баночку икры минтая. Он так растрогался, что его глаза увлажнились. Он замахал руками, мол, стойте тут. Принес еще одну канистру. Мы заправились под завязку и распрощались друзьями.

Кто знал, что за полный бак с нас на границе возьмут налог...

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ СКАЗКИ

Переход иранской границы в обратную сторону был намного быстрее. А вот азербайджанская, хоть и встретила, как всегда, радушно, но досматривала пару часов. Нам рассказали, что неделю назад на этом переходе задержали дальнобойщика с гашишем.

Пришлось абсолютно все вынимать из автомобиля и отправлять на сканер, даже арбуз не избежал этой участи. Автомобиль также был отправлен на сканирование, потом долго искали, на что среагировал сканер. Оказалось, что ОСБ, которым обшит спальник в «Патроле», светился.

Но все же нас вскоре отпустили и потекли неспешные дни нашего возвращения домой. Далее еще были гостеприимные грузины, угощавшие нас хинкали и чачей. Был перевал Крестовый, где мы попали в настоящую пургу. Были очень вкусные осетинские пироги. Был грабеж под Ростовом, где нам выбили боковое стекло, украли сумку и пробили два колеса. Так что не советую на этом участке дороги спать на заправках.

Было, как всегда, трогательное возвращение домой, встреча с родными, со старыми друзьями. Была и остается легкая тоска по нашему новому другу большому, доброму, загадочному Ирану...

Источник информации: Александр ЩЕРБИНА. Фото автора и Галины ЩЕРБИНЫ — «Заря».

Теги: ,

----------------------
Поделитесь новостью с друзьями:

Интересные записи по теме:

Прикрепить изображение (до 2Мб)

Есть 1 комментарий. к “Путешествие в Иран... на автомобиле из Бреста (фото)”