Июн
30
|
Описание и историческую справку по зданию, расположенному в городе Бресте на улице Пушкинской №10, предоставил мой друг архитектор-реставратор Николай Власюк (старший), к сожалению, безвременно умерший несколько месяцев назад.
Хотелось посвятить статью его памяти.
Архитектура
Прямоугольный в плане объём накрыт двускатной крышей. В юго-западном углу на уровне второго этажа полукруглый в плане эркер с атиком. На дворовом фасаде терраса на колонах дорического ордера с канелюрами.
Окна с полукруглыми перемычками, оправлены профильным архивольтом. Входы в здание организованны в классических порталах. Здание памятник позднего классицизма с элементами модерна.
Здание один из примеров позднего классицизма с элементами модерна ХІХ столетия в частной застройке исторического центра Бреста. Особняк имеет мемориальное значение. В его истории отражаются значительные события, происходившие в Бресте на протяжении более 100 лет.
Обязательному сохранению подлежат масштаб здания в исторической застройке города, объёмно-пространственное решение, архитектоника и архитектурный декор фасадов.
История
Городской особняк построен после опустошительного брестского пожара 1895 года и принадлежал инженеру Петру Александровичу Козловскому, статскому советнику, гласному городской Думы в Брест-Литовске и его жене Эмилии Козловской. В 1915 году семья Козловских была эвакуирована.
Брест-Литовск сожжен при отступлении императорской армии на 80%. Однако дом Козловских уцелел, в нём разместилась ресторанное офицерское предприятие (offizier Speiaeanstalt) кайзеровской армии. Позднее недвижимость была унаследована детьми: тоже инженером, Станиславом Петровичем Козловским и его сестрой Софьей Петровной Стэмповской (Козловской). Завершение советско-польской войны застало инженера с женой в Петроградe, откуда он незамедлительно вернулся по причине вступления в права получения наследства. Станислав Козловский владел недвижимостью до 1939 года. До 1937 года сдавал дом в аренду под резиденцию Полесского воеводы. Ответственным за прописку, от имени владельца был Цуд Изидир.
В документах ДАБр за 1937 год на участке числится каменный двухэтажный жилой дом, одноэтажное хозяйственное сооружение напротив жилого дома и между ними каменный колодец, сад. В 1937 году магистратом Бреста-над-Бугом утвержден проект уборной размещённой на север от хозяйственной постройки.
2 января 1940 года протоколом №2 заседания облисполкома Брестской области здание муниципализировано. В годы становления советской власти и фашистской оккупации использовалось как служебное жильё высших военных чинов. Здание уцелело и в период 2-й мировой войны. После освобождения Бреста в особняке разместился Брестский городской комитет Коммунистической партии Беларуси.
После 1991 года в особняке временно размещалась часть экспозиции Брестского краеведческого музея, «Брестреставрацияпроект», несколько мелких организаций.
2 октября 2002 года здание передали под Генеральное консульство Российской Федерации в городе Бресте, которое располагается там и по сей день.
Историческая личность
В 1926-1932 годах в особняке жила «Варшавская сирена» Кристина Крахельска (Krystyna Krahelska) «Данута» (24 марта 1914 – 2 августа 1944) – польская поэтесса, этнограф, член Армии Крайовой и участница Варшавского восстания. Её отец, Ян Крахельски, был инженером, затем офицером польской армии и воеводой Полесья с 1926 по 1932 год. В 1932 году Кристина закончила гимназию имени Ромуальда Траугута в Бресте-над-Бугом. Затем училась на гуманитарном факультете Варшавского университета. С 1936 по 1937 году позировала скульптору Людвике Ничавой для статуи Варшавской русалки по-над Вислой.
Вовремя фашисткой оккупации Крахельска принимала активное участие в Варшавском восстании. Погибла 2 августа 1944 года, спасая раненого коллегу. Посмертно ей было присвоено звание армейского сержанта, а также награждена несколькими медалями.
Семейное предание
Дедушка моей жены Никита Белевец общался в довоенное время с семьёй одного из воевод, проживавших в особняке. Об этом мне рассказывала его дочь, а моя тёща Валентина Шапук.
В здании на первом этаже здания располагалась приёмная для посетителей и канцелярия, на втором этаже жилые помещения «областного» начальства. Воевода был женат на русской дворянке, которая наняла себе в услужение брестского мещанина Александра Свирида. Через дружбу с ним Никита Белевец получивший во время срочной службы в царской армии специальность ветеринарного фельдшера, стал вхож в этот дом. Русская барыня обожала собак и держала у себя дома целую свору. Никита Белевец стал лечить этих псин, принимать у них роды и т.д. Если какая-то из собачек издыхала её хоронили прямо в саду за домом.
Через эти связи Никите Белевцу удалось устроиться в польскую государственную ветеринарную службу, куда русских без протекции принимали не охотно. В семейном архиве сохранились грамоты дедушки от польского общества защиты животных и наградная серебряная медаль, по случаю юбилея независимости Польского государства.
Источник информации: Юрий Макарчук, фото автора.
30.06.2024.Больше интересного - у нас в Telegram https://t.me/brestcity
Новости по теме: консульство, Старый Брест
***
Подпишитесь на Новости Бреста в Google
Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости
По этой же теме (региону):
Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро