Белавтономия
Белавтономия kvartiry Atlant 7 karat

Июн 22

Скромный редакционный художник подарил знаменитому скульптору сюжет для Брестского мемориала.


Картина А.Кожина «Ценою жизни» (фрагмент)

В нашей редакции брестской областной газеты «Заря», где мне в восьмидесятые довелось работать завотделом культуры, мы его как-то по-свойски величали – дядя Саша.

Ходил он с палочкою, прихрамывая, – сказывались последствия фронтовых ранений. Был немногословен, разговорами особо не грузил. Пенсионерствовал, но в праздности замечен не был. И в редакции был особо уважаем и привечаем, поскольку многие годы проработал здесь художником газеты.

Однажды принес он стопку тонких школьных тетрадей, положил мне на стол: «Глянь, Коляша, мои рассказики. Если не гожие, ты их – в мусорку…» Рассказики оказались гожие – короткие, емкие, с живым описанием окопных будней солдата, зримыми деталями. Один из рассказов назывался «Сашка» – его мы вскоре опубликовали первым. Война выходила из дяди Саши такими вот осколками прозы. И для меня была не удивительна скупая графика этих фронтовых описаний, ведь их автор Александр Иванович Кожин еще до июня сорок первого закончил художественное училище, а после сорок пятого двинулся дальше по избранной стезе.

Сожалею, что не расспросил я тогда подробнее дядю Сашу о его фронтовой биографии. Знаю только, что, будучи девятнадцатилетним, попал он в первый же военный призыв. Поначалу служил в авиационном полку, в аэродромном обслуживании. Но там приключилась история, своротившая его в другую колею. У друга-летчика произошел конфликт с командиром полка – и Александр Иванович, будучи по жизни правдорубом, заступился за несправедливо обиженного. В результате обоих укатали в штрафную роту, в пехоту. Друг вскоре погиб, а рядового Кожина небесные силы уберегли, хоть и повалялся он немало по госпиталям.

После войны, в конце сороковых, Александр Иванович обосновался в Бресте, хоть родом был с Орловщины. Здесь он и семейно обустроился, и работу по душе нашел – художником в областной газете «Заря». Надо сказать, что при той газетной полиграфии эта должность была необходимейшей. «Лица» страниц во многом создавал художник – и ретушированием снимков, и рисованными заставками, и графическими рисунками, которые пропечатывались лучше фотографий. А графиком Александр Иванович был отменным.

Впрочем, талантливо Кожин проявлял себя и в живописи, и в акварели, состоя в Брестской организации Союза художников, основу которой тогда составляли бывшие фронтовики. И одним из первых Александр Иванович стал воссоздавать в красках и графике подвиг защитников Брестской крепости. В 1961 году, к 20-летию рокового июня, на выставке в Музее обороны цитадели внимание многих привлекло его полотно «Ценою жизни», экспрессивное, наполненное тревожной энергетикой. Боец с винтовкою зачерпывает воду из ночного Буга в отсветах пожарища. Трагический миг начала Великой Отечественной…

Не знаю, какие чувства испытал Александр Иванович Кожин, когда десятилетие спустя, в 1971-м, он увидел свой художественный образ, масштабно воплощенный в бетоне в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» скульптором-монументалистом Александром Кибальниковым. У бойца лишь была заменена винтовка на автомат. Но, по моим ощущениям, наш дядя Саша никогда не страдал амбициозностью, чтобы качать какие-то права. Большой его друг, также фронтовик и журналист Аркадий Моисеевич Бляхер позже рассказал о встрече художника и монументалиста (произошла она уже после того, как в цитадели появилась скульптура «Жажда»):

«Кожин был человеком решительным, и если он что-то задумал, то ничего не могло его остановить. Вот и в ситуации знакомства с Кибальниковым его не смутило то, что тот уже был Народным художником СССР, лауреатом Ленинской премии. Александр пришел в так называемую полевую мастерскую титулованного скульптора, чтобы познакомиться с ним, даже не договариваясь предварительно о встрече. Кибальников тогда сказал Кожину, что его картина «Ценою жизни» произвела на него потрясающее впечатление. Дескать, она действительно подсказала ему композицию «Жажда». Вскоре за рюмкой водки они беседовали на разные темы, словно давние знакомые…».

И никаких обид или притязаний на славу.

В восьмидесятые Александру Ивановичу дали комнатушку под мастерскую в доме, где и я незадолго до того заимел квартиру-двушку. Но он там недолго поработал – умер в ноябре 1986-го. В нынешнем году отмечается 50-летие создания мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». А в августе будущего года Брест отметит столетие художника Кожина. Обязательно в этот день приду к «Жажде» и возложу алые цветы в неподъемную солдатскую каску в память о дяде Саше, бойце и художнике…

Источник информации: Николай Александров.

Читайте также:

«Жажда» — скульптурная композиция в Брестской крепости

22.06.2021.
Новости по теме:
Просмотров:
Подпишитесь на Новости Бреста в Google
Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости
----------------------
Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:

Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Свежие новости:

Виза

Комментарии

Возможность комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей. Это бесплатно. Присоединяйтесь!

Уже зарегистрированы? Нажмите войти. Если что-то не получается - Руководство по регистрации.


ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ

Если блок популярных новостей здесь не отображается - отключите в браузере блокировщик рекламы.