Авто

Июн 05

Накануне Всемирного дня донора крови, который 14 июня отмечается во многих странах, корреспонденты Zarya.by побывали в Брестской областной станции переливания крови, увидели, на каком высоком уровне там организован процесс забора этого ценного материала, пообщались со специалистами и, конечно же, донорами.

Сколько заразившихся COVID-19 в регионе выздоровело, в главном управлении по здравоохранению облисполкома, увы, не сказали. Но, судя по общереспубликанской статистике, это тысячи людей – даже с учетом того, что к нам вирус пришел позже других областей.

У нас первые поправившиеся появились в середине марта, и спустя 15 суток после полного клинического выздоровления, подтвержденного лабораторно, они уже могли стать донорами антиковидной плазмы. Которая, правда, не вакцина или основное средство лечения, не панацея, однако важный дополнительный способ в борьбе с коварной болезнью.

Для применения данного способа есть два показания: неэффективность традиционного лечения коронавирусной пневмонии и непереносимость его пациентом. Содержащая антитела плазма – это как средство пассивной иммунизации.

– Первый донор пришел 5 мая, к нам в отделение плазма поступила восьмого, сразу же была передана в Ивановскую ЦРБ и перелита пациенту, – рассказывает Zarya.by заведующая отделением хранения и выдачи компонентов крови Елена Ненартович. – На утро среды мы имеем восемь донаций. Все доноры – брестчане, но сегодня приедут также из Березы, Лунинца, Иваново.

Движение тут, можно сказать, навстречу друг другу: и переболевшие обращаются к нам, и мы связываемся с ними. С потенциальными донорами плазмы работают и в регионах: при отсутствии противопоказаний по общим и биохимическим анализам, ЭКГ предварительный отбор идет на местах. Здесь мы еще раз оцениваем их состояние и, самое главное – смотрим наличие антиковидного иммуноглобулина G. Проверяется он с помощью экспресс-теста за считанные минуты. Как только обнаруживаются антитела, донор отправляется для забора плазмы.

Антиковидная плазма, которая заготавливается областной станцией переливания крови, по заявкам доставляется в медицинские стационары региона. Однако переливание плазмы показано отнюдь не каждому пациенту.

Если лечащие врачи решили, что больному она все-таки необходима, они по телесвязи консультируются с клиническим трансфузиологом Республиканского научно-практического центра трансфузиологии и медицинских технологий. Если там дают добро, уже на месте создается консилиум из врачей реаниматолога, инфекциониста и трансфузиолога, и пациент получает данный препарат – все решается у постели больного. Помогает обеспечивать заявки наших больниц также РНПЦ. По крайней мере, говорит Елена Ненартович, неудовлетворенных запросов нет:

– К среде эту ценную составляющую крови получили 14 человек. Состояние у всех совершенно разное. Очень радует, что в Ивацевичской ЦРБ после переливания нашей плазмы женщина пошла на поправку, ее сняли с аппарата ИВЛ и перевели в отделение. У некоторых больных состояние пока без динамики. Несколько тяжелых пациентов со сложной сопутствующей патологией, к сожалению, все-таки скончалось.

Об эффективности данного лечения вывод трансфузиологи РНПЦ сделают позднее – когда будет наработана определенная статистика. Но в любом случае нам важно создать запас такой плазмы – как и обычная, в замороженном виде она может храниться до трех лет. Хотелось бы, чтобы переболевшие люди активнее участвовали в этом процессе, проявляя желание помочь другим.

В этот день предложить свою помощь больным пришла брестчанка Елена. К слову, уже во второй раз. И, говорит, не последний.

– Я поехала отдыхать в санаторий под Минском и спустя некоторое время там почувствовала недомогание, – делится собеседница. – Заболели горло и голова, стало прыгать давление, навалилась слабость, появилась ломота в руках и ногах. В медпункте померили температуру – она была слегка повышена. Сутки я провела в изоляторе. В столичной больнице тест показал наличие коронавируса. Состояние было средней тяжести, но в итоге лечение заняло 34 дня. Спасибо врачам, да, собственно, всему персоналу – нам уделяли очень много внимания, заботились о нас, успокаивали. А сдать плазму решила потому, что видела там больных в тяжелом состоянии. Может, смогу быть кому-то полезной. Пусть люди поправляются.

– В стране от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии умирает больше людей, – такой констатацией предупредила все наши вопросы про COVID-19 заведующая отделением комплектования доноров крови и ее компонентов с единым донорским центром Оксана Желенговская. – Нам ежедневно поступают десятки звонков – люди хотят быть донорами плазмофереза, хотят помогать больным: мол, я точно болел, были все симптомы, правда, не брали мазок. Или – перенес болезнь на ногах, к доктору не обращался. Но, к сожалению, у нас нет возможности обследовать на наличие антител к этой инфекции всех желающих.

Поэтому одно из условий приема донора на сдачу антиковидной плазмы – перенесенный и подтвержденный в анамнезе COVID-19: у человека должна быть соответствующая выписка из стационара или поликлиники. Ну, и, конечно же, – наличие в крови антител. (У нас есть примеры, когда у переболевших вирусом антитела не были сформированы). Только тогда мы с ним работаем как с потенциальным донором. Сдача разрешается по определенным показателям веса и роста человека, а также крови через 14 дней. К слову, наш первый донор – девушка из Бреста – сегодня сдает плазму уже третий раз.

В процедурном кабинете из пальца берут кровь переболевших COVID-19 и в лаборатории при помощи экспресс-теста проверяют ее на наличие антител – иммуноглобулина класса G. Тесты брестчане получают из РНПЦ трансфузиологии.

В ближайшей перспективе оттуда должны поставить и специальный аппарат, который определяет не только количество антител, но и их качество. Установок же для заготовки плазмы в наличии 14 – так что именно столько доноров в день могут здесь принять.

Следующий в очереди к доктору – заведующий поликлиникой Ивановской ЦРБ Василий Михалевич.

– Надо полагать, вирус я подхватил на рабочем месте. Болел в легкой форме – несколько дней была повышенная температура, к счастью, обошлось без пневмонии. Находился на самоизоляции, лечился дома. Спустя 10 дней получил второй отрицательный результат ПЦР-анализа и приступил к работе… В районе ситуация с коронавирусом постепенно выравнивается – уже неделю количество зараженных равно количеству выздоровевших.

В донорском зале плазмоцитофереза добровольцев радушно встречает заведующая отделением заготовки крови и ее компонентов по забору крови Татьяна Зыщук.

– Донором антиковидной плазмы могут стать люди от 18 до 55 лет. При условии, что человек не имеет не совместимых с донорством заболеваний, – отмечает Татьяна Степановна. – Непосредственно к донации необходимо готовиться заранее. Накануне и в этот день исключить жареную, жирную, молочную пищу. Пить не менее полутора литров воды. Человек должен быть отдохнувшим, хорошо выспавшимся. Тогда после процедуры он будет чувствовать себя хорошо.

Василий Михалевич усаживается в удобное кресло. Расслабиться помогает приятная музыка. Медсестра ловким движением вводит иголку в вену. Все – как при обычном заборе крови. Разве что посидеть придется чуть дольше. Тем временем доктор сверяет заполненную им анкету с паспортными данными, убеждаясь, что к ним пришел именно этот человек. Василий Васильевич – донор со стажем, но на плазмоферез пришел впервые.

– Немножко, – говорит, – волнуюсь… Решил сдать плазму и буду еще сдавать, поскольку как специалист вижу, насколько она нужна людям, тяжелым пациентам.

Процедура занимает 30 – 40 минут. Высокотехнологичные американские аппараты перекачивают от донора больше литра крови и сами контролируют, какое именно ее количество понадобится для выделения 600 мл плазмы – такой объем берут от одного человека. На плазму и эритроциты кровь разделяется автоматически. Эритроциты возвращаются обратно, к тому же человеку вливается 400 мл физраствора – так что «потери» организм практически не ощущает.

Потом отделенный материал проходит патогенредукцию (специальным раствором подавляется развитие различных микроорганизмов), замораживается и уже готов к отправке нуждающемуся больному коронавирусной пневмонией средней или тяжелой степени. Пациенту, как правило, назначают три переливания по 300 мл.

Вместе с тем медики Брестской областной станции переливания крови заняты и своим повседневным делом – забором крови и обычной плазмы. Их запасы позволяют обеспечить нужды больниц региона в полной мере. Ежедневно на станции принимают порядка 60 доноров, каждому из которых за его вклад в благородное дело сотрудники медучреждения безмерно благодарны.

По всем вопросам сдачи крови можно обращаться по телефонам в Бресте: 8-0162-97-73-37 (зав. отделением) и 8-0162-28-53-81, 8-029-222-80-70 (регистратура).

Источник информации: Ирина ОРЛОВА, фото Валерия КОРОЛЯ - "Заря".

Читайте также:

Люди с второй группой крови более уязвимы к COVID-19

05.06.2020.
Больше интересного - у нас в Telegram https://t.me/brestcity

Новости по теме:
***
Подпишитесь на Новости Бреста в Google
Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости
----------------------
Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:

Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро


ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ

Если блок популярных новостей здесь не отображается - отключите в браузере блокировщик рекламы.

Яндекс.Метрика