Мар
28
|
«Комсомолка» побывала в одной из самых старых ювелирных мастерских Бреста
- Раньше все учились в ювелирной школе в Красном Селе, что в Костромской области, - она была одна на весь Советский Союз. Это небольшой поселок, а там ювелирный завод. Там целые династии ювелиров живут. Вот родился и уже ювелир, - хохочут мастера.
- Вот я начинал, например, еще в 80-х, - говорит ювелир Константин Дятел. - Отучился на ювелира, после армии вернулся домой и пришел в мастерскую. Тогда ремонт и изготовление ювелирных изделий были сродни бытовому обслуживанию…
Поддельное золото приносят чуть ли не каждый день
- Наша Дарья - это зоркий глаз мастерской. Она первая определяет, золото это или нет, - указывая на хрупкую девушку, говорит директор.
На тумбочке возле приемщицы стоит коробочка с бутылочками - это реактивы для определения пробы золота. Кроме того, они помогают выявить подлинность металла.
- Если капельку этого реактива капнуть на подделку, то она почернеет. Все, вам продали фальшивку, - пожимает плечами приемщица. - Как говорится, не все то золото, что блестит
- И часто такое бывает?
- Ой, практически каждый день! Люди покупают украшения с рук - вроде оно как дешевле. А потом приходят к нам и даже ругаются, мол, мы ничего не понимаем.
Украшения взвешивают на специальных весах с точностью до миллиграмма. Вес, проба, особенности записывают в специальный журнал. Квитанцию выдают заказчику. А дальше изделие либо ремонтируют, либо переплавляют в новое.
Андрей Петрович открывает небольшую пластиковую коробку и достает бесформенные куски желтого и красного цвета. Из этих кусочков впоследствии получаются цепочки, кольца, кулоны.
Восковые кольца, кулоны и подвески собирают в «елочку». Потом заливают специальным гипсовым раствором, похожим на сметану, оставляя небольшое отверстие для расплавленного металла. А дальше помещают в печь.
Одно колечко можно сделать за день. Но ювелиры собирают несколько десятков заказов, чтобы не прогонять печь впустую.
«Руки золотые в буквальном смысле»
- Это тоже какие-то заготовки? - показываю на странные грубоватые кольца песочного цвета.
- Нет. Это золотые изделия, - подходит Иван Сакович, ювелир с 30-летним стажем. - Если бы такие на улице лежали, так и не подняли бы? Правильно, потому что не блестят. Их еще нужно отполировать, кое-где нанести чеканку, вставить камни.
- Иконки делали - вот тогда повозиться пришлось, - говорит Иван Николаевич. - Вообще, у ювелира должен быть художественный вкус. Без него можно таких дел наворотить, что мама дорогая.
- А что вы делаете, если изделие не получается?
- Переплавляем. Жалко, конечно, но что сделаешь, - разводит руками мастер.
Основные работы ювелир делает за столом с яркими лампами. Инструменты - бормашина и горелка. Кроме этого мастера орудуют десятками щипчиков и пинцетиков всех мастей, стамесками, напильничками. И у каждого на столе есть суперточные весы.
От этой пружинки Саша отламывает по кусочку и ловко вставляет в цепочку. Едва успеваю следить за руками - пинцет в его больших руках кажется невероятно крохотным.
- Главный наш инструмент - это кувалда, - смеются в мастерской. По словам ювелиров, иногда приходится использовать и большие молотки.
При работе с ювелирными изделиями мы придерживаемся специальных норм потерь. Они утверждены законом на каждую операцию с драгоценным металлом. В сумме с каждого изделия в процессе работы может теряться от 3,6 до 8,2%.
В 90-х приходилось делать толстые золотые цепи, а сейчас их переплавляют в кольца
Готовые изделия из мастерской отправляют в Минск на клеймение. Есть пробирный надзор, который проверят каждое кольцо, цепочку, подвеску. Если изделия соответствуют стандарту, то на кольцо или цепочку ставится проба - в основном 583-я. Также клеймо на ювелирных изделиях ставит и каждая мастерская. По нему можно определить, где и кем изготовлено изделие.
- Проба, например 583, означает, что в сплаве находится 58,3% чистого золота, а все остальное - медь и серебро, - говорят ювелиры. - Нам приносят в основном изделия пробы 585 и 583. Но существуют также 750, 885, 900 и 958 пробы. К слову, зубные коронки приносят именно 885-й пробы. Банковские слитки золотые идут уже 999-й пробы. В результате из грамма этого золота выходит 1,72 грамма 583-й пробы.
- Открою вам секрет один. Гораздо дешевле купить золотой слиток в банке и принести его нам, чтобы сделать цепочку и кольцо, чем купить готовое изделие в магазине, - говорит Андрей Петрович. - С учетом работы получится на процентов 30 - 50 дешевле.
- Наверное, в ювелирных украшениях есть своя мода?
- Конечно. В советское время любили, например, кольца и серьги с крупными камнями. Но мода опять возвращается. Сейчас снова, возвращаются и к массивным украшениям, - говорит Андрей Петрович. - В 90-е мы делали толстые золотые цепи и кресты. Прямо вал заказов был! А спустя годы эти же цепи переплавляли в обручальные кольца, более миниатюрные цепочки.
- Как вы относитесь к моде «кольцо на каждый палец»?
- Прекрасно! Это же наши любимые клиенты. У них всегда куча заказов, - смеются ювелиры.
Источник информации: Настасья ЗАНЬКО, "Комсомольская правда".
28.03.2014.Больше интересного - у нас в Telegram https://t.me/brestcity
Новости по теме: драгоценности
***
Подпишитесь на Новости Бреста в Google
Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости
По этой же теме (региону):
Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро