Дек
17
|
Историей, о которой сообщил портал БрестСИТИ в начале декабря (Печальная судьба одной мельницы на Брестчине), заинтересовалось и республиканское издание.
Сто лет назад в деревне Лесники Дрогичинского района построили деревянную мельницу. Млын переходил из рук в руки, пережил войну и все природные катаклизмы, которых за столетие было немало. И вот рухнул.
В случившемся винят предпринимателя и коллекционера из Дрогичина, который собирался перевезти старинный ветряк в частный музей. А тот утверждает, что хотел лишь спасти уникальную постройку. И, несмотря на случившееся, от своих планов не отказывается.
Памятник прошлому
Лесники — тихая деревушка между Дрогичином и Березой. На остановке пенсионеры в ожидании автолавки обсуждают последние события. Главная новость — деревянная мельница, которая стояла-стояла, а теперь лежит на боку. Жительница Лесников Лидия Никитич историю этого млына знает во всех подробностях:
— Мне 83 года, и эту мельницу я помню с детства. Красивая, высокая, с большими крыльями. Ее построил еврей по фамилии Гошир. В 1930-х годах мельницу купил Василий Жолнерчик, но пользовался ею недолго: в 1950 году млын стал колхозной собственностью.
Отец Лидии Никитич был кузнецом. В 1953 году помогал чинить мельницу. Жители Лесников и окрестных деревень полвека возили сюда зерно, мололи его на муку. Бабушка вспоминает молодость:
— Зерна у нас особо не было, поэтому ездили на заработки в соседнюю Украину. В 1953 году я там работала с мая по октябрь, привезла тонну зерна. Мололи его на старой мельнице. А потом колхоз построил нам новую, современную. И ветряная больше не использовалась. Стояла, скорее, как памятник прошлому.
В 2012-м районные власти решили хиреющую постройку перевезти в Бездеж, на территорию музейного комплекса «Бездежский фартушок». Собрали жителей Лесников на сельский сход, но те инициативу не поддержали.
— Люди сказали, что млын — это память о наших отцах и дедах, поэтому он должен остаться на своем месте, — вспоминает Лидия Никитич. — В Бездеже когда-то три своих мельницы было. Но их не сохранили, а нашу — вдруг забрать захотели.
Но стоит признать, за последние пять лет мельница серьезно «сдала». Пенсионеры на остановке вспоминают, что за ней по мере сил ухаживали потомки того самого Жолнерчика — последнего перед коллективизацией хозяина мельницы:
— Теперь никому до нее дела нет. Долго бы она точно не простояла. Какой-то бизнесмен из Дрогичина нашел в Барановичах внуков Жолнерчика, заплатил им денег, чтобы забрать мельницу в свой музей. Но когда ее начали поднимать краном, она повалилась на бок. Крыша отломалась. Так и лежит теперь. Этот бизнесмен очень переживал, чуть не плакал. Хай бы теперь он ее уже забирал...
Но не все лесниковцы разделяют такие щедрые порывы:
— Млын должен остаться на своем месте! Быть памятью для наших детей и внуков. Со временем его можно починить, еще постоит.
Пока же мельница лежит на окраине села. Под снегом и дождем. С одной стороны — поле. С другой — две пустующие хаты. Доехать сюда на легковой машине непросто — дорога, мягко говоря, неважная. Туристы в этой глуши вряд ли частые гости.
Даже в горизонтальном положении старый млын впечатляет своими размерами. В основании несколько камней, на которых стояла крестообразная опора. Пол лежит на лагах диаметром в полметра. Столетние механизмы, кажется, не пострадали. А вот крыша отвалилась. Но восстановить постройку все еще можно. Разумеется, если ее не оставят зимовать в таком виде. Главный вопрос — кто теперь займется реставрацией ветряка?
Спасти и сохранить
Валентин Дашкун — человек в Дрогичине известный. Предприниматель, коллекционер. Служил в Афганистане, награжден медалью «За отвагу». Его коллекция бронзовых утюгов — одна из самых больших в мире. Стоимость некоторых экспонатов доходит до 4 тысяч евро. 12 утюгов из коллекции Дашкуна некогда принадлежали роду Радзивиллов. На окраине райцентра Валентин Константинович создает частный музей:
— За последний год состояние мельницы стало катастрофическим. Крыша прохудилась, сгнили третья и четвертая обвязка, обвалился пол. Одна из четырех опор пришла в негодность. Постройка накренилась. Я решил, что уникальный млын нужно спасать. Нашел специалистов, которые согласились восстановить винт и весь механизм. За работу они запросили пять тысяч долларов. Я согласился, чтобы вернуть мельницу в первоначальное состояние. Даже восьмиметровые доски обшивки хочу сохранить, обработать пескоструем, покрыть их биозащитой. Крышу сделаю из гонта, а затем искусственно состарю. В общем, никакого новодела там не будет и в помине.
Предприниматель стал выяснять, кому же принадлежит мельница. Дашкун показывает справку из местного сельхозпредприятия — на балансе ветряк не числится. Такой же ответ он получил в сельсовете. Решил отыскать потомков последних владельцев мельницы Жолнерчиков. Нашел в Барановичах:
— Сначала мне и вовсе предложили забрать мельницу бесплатно, но я отказался. Составили договор купли-продажи. Я даже не сомневался, что действую по закону. В течение трех дней сделал все документы. В Бресте получил разрешение на перевозку негабаритного груза, заключил договор с ГАИ на сопровождение, нанял 25-тонный кран и 11-метровую платформу. Ни у кого претензий к заключенному договору купли-продажи не возникло.
К перевозке, по словам предпринимателя, подготовились основательно. К угловым несущим балкам прикрепили металлические «шины», постройку обвязали 24 лентами. Монитор подъемного крана показал вес мельницы — 6,5 тонны. Мелочь для машины грузоподъемностью 25 тонн. А дальше произошло непредвиденное — кран сломался, и мельница упала с метровой высоты. Теперь законность сделки проверяет милиция. Валентин Дашкун тяжело переживает случившееся:
— Я обошел почти все хаты в Лесниках, говорил с людьми. Убеждал, что мельницу нужно спасать, что здесь она просто сгниет. Почти все меня поддержали. А теперь некоторые обвиняют в том, что я чуть ли не пытался украсть этот млын. Он десятилетиями разрушался на богом забытом хуторе, и никому не было до него дела. Я хотел отремонтировать мельницу, сохранить для потомков. Планировал установить ее на территории своего музея, прямо на въезде в Дрогичин. Она может стать украшением, символом города! Надеюсь, мне все же удастся довести начатое до конца.
Другая точка зрения
В Дрогичинском райисполкоме отмечают: любая сделка должна быть документально подтверждена и совершаться по закону. Начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Леонид Круковский рассказал, что старая мельница когда-то принадлежала колхозу имени Фрунзе, потом «Искре». Сейчас она расположена на землях ОАО «Алексеевичи-Агро», но подтверждающие документы в череде объединений и преобразований не сохранились. Приобретение же Дашкуном старинной мельницы в райисполкоме считают незаконным:
— Документов, подтверждающих законность сделки, нам представить не смогли. Мы увидели только двухсторонний договор купли-продажи, заключенный между якобы продавцом и якобы покупателем. С нашей точки зрения, приобретение в собственность уникальной мельницы не было законным, поскольку правоустанавливающих документов нет. По этому вопросу проводится проверка.
По мнению Леонида Круковского, старый ветряк представляет историческую ценность и местные власти заинтересованы в том, чтобы его сохранить:
— Этот экспонат позволяет оценить механизмы столетней давности и мастерство наших предков. Мы не раз предлагали перевезти его в Бездеж на территорию музейного комплекса, где мельница была бы восстановлена. Дважды собирали по этому вопросу сельский сход, но местные жители выступали против этого. Чтобы внести старинную мельницу в список историко-культурного наследия, ее нужно реставрировать. И это будет сделано. Сейчас предстоит все же определить собственника, подготовить необходимые документы.
Декабрь 17th, 2017 at 11:57
хахххх.....))))) Дашкун тяжело переживает случившееся!!!
Декабрь 17th, 2017 at 20:59
СЪЖЕЧЬ ЕЁ НАХРЕН НЕТ МЕЛЬНИЦЫ НЕТ ПРОБЛЕМ....