Фев
04
|
В почти тысячелетнюю историю города над Бугом вписано великое множество фамилий выдающихся личностей. Соприкасаясь с ней – так или иначе, в большей или меньшей степени – они на протяжении веков привносили свой личный вклад в незавершенный и поныне процесс создания индивидуального образа Бреста.
Наиболее многогранной и влиятельной персоной, прибавившей городу весомую толику европейской имиджевости, можно с полным правом считать канцлера Великого княжества Литовского Николая Радзивилла Черного, родившегося пять столетий назад 4 февраля 1515 года.
Аристократ по происхождению, этот представитель рода Радзивиллов получил свое прозвище по вполне прозаичной причине - из-за цвета бороды. Николай появился на свет не на берестейской земле, как иногда ошибочно предполагают, а в построенном отцом – Яном Бородатым – деревянном Несвижском замке. Пройдут годы, и Несвиж и Брест станут для быстро набирающего политический вес вельможного сына поистине судьбоносными городами. Первый из них он сделает своей резиденцией, ну а второй ...
Средневековый Брест Николай Радзивилл Черный прославил изданием здесь Библии, которую впоследствии в официальных источниках и не только стали именовать брестской. То, что тут в середине XVI века при непосредственном содействии Николая Радзивилла Черного была открыта собственная типография, изначально ориентированная на выпуск не только религиозной, но и полемической светской литературы, автоматически определяло Брест в разряд самых «продвинутых» городов. Как известно, сам Николай, хорошо знакомый с политической и культурной жизнью Европы, уделял особое внимание книгопечатанию, считая его основой развития культуры.
Издание брестской Библии – одной из лучших на то время по художественному оформлению и полиграфическим качествам - оказалось событием настолько эпохальным, что и поныне ему посвящаются научно-практические конференции, выставки, а ее текст недавно был переведен в электронный формат, чтобы сделать его более доступным для читателя.
Карьерный «взлет» героя публикации многие исследователи напрямую связывают с корнями его фамильного древа и высоким положением в обществе. Так, современная исследовательница Шишигина-Потоцкая в своей работе 2007 года «Несвиж и Радзивиллы» отмечала:
«В 1529 году по решению монарха Сигизмунда Старого Николай Черный некоторое время жил при королевском дворе в Кракове, где вместе с будущим польским королем и великим князем Сигизмундом Августом получал образование. Атмосфера Возрождения при дворе имела большое влияние на его вкусы и привычки. Закончив обучение, он вместе с братом вернулся в Несвиж и активно включился в политическую и экономическую жизнь страны».
Упомянутому автору вторит и другой историк – А.Грицкевич: «Николай Радзивилл Черный принадлежал к древнейшему аристократическому роду Радзивиллов, что давало ему возможность, опираясь на богатство семьи, большие имения, семейные связи, довольно быстро продемонстрировать свой талант государственного деятеля, который отстаивал независимость Белорусско-Литовской державы в сложных обстоятельствах того времени».
Вместе с тем вряд ли только знатная фамилия и принадлежность к высшему свету помогли ему добиться настолько сильного влияния на политику, что он с 1551 года получил привилегию хранить самые значимые государственные документы в своем архиве. Имеющаяся в личном распоряжении ценная информация впоследствии помогла при подготовке Второго Статута ВКЛ, принятого в 1566 году.
Николай Радзивилл Черный быстро приобретает репутацию реформатора, и это связано не только с принятием им кальвинизма – направления протестантизма - и распространением и пропагандой реформационных идей среди магнатов. В 1557 году Николай Черный возглавил государственную комиссию по проведению аграрной реформы в государственных имениях, которая подготовила «Устав на волоки». Новый порядок землепользования стимулировал развитие тогдашнего сельского хозяйства, он даже предусматривал решение экологических проблем. К слову, в своих землевладениях он апробировал наиболее перспективные достижения сельскохозяйственной науки, использовал новые экономические теории. Его несвижская резиденция считалась образцовой, впрочем, как и все другие частные владения на Волыни, в Клецке, Давид-Городке, под Новогрудком и Слонимом, в Шацке, Узде, Геранянах, Дусятах, Лукишках.
А в 1564 году Николай провел судебно-административную реформу в княжестве. Так называемый Бельский привилей установил создание сословных шляхетских судов и их отделение от великокняжеской администрации. Поветовая реформа привела к образованию поветовых сеймиков – органов местного управления. Потеря привилегий магнатов и ограничение власти великого князя привели к консолидации феодального сословия в стране, что дало возможность государству выстоять в тяжелые годы Ливонской войны.
И все же наиболее ярко выдающиеся способности Николая Радзивилла Черного проявились на дипломатическом поприще. Он одним из первых начал пропагандировать и претворять в жизнь идею будущей государственной независимости Беларуси в ее тогдашних административно-территориальных пределах. По мнению историков, вся деятельность Николая Радзивилла Черного была направлена на сохранение независимости и суверенитета Белорусско-Литовского государства. Благодаря его последовательной независимой позиции государство достигло наивысшего расцвета, а общественная жизнь в нем была основана на юридических принципах национального права.
На протяжении всей своей деятельности он имел очень большое влияние на решение главных государственных вопросов как во внутренней, так и во внешней политике. Современники называли его «некоронованным королем» Великого княжества Литовского. Николай многое сделал для того, чтобы будущая Люблинская уния 1569 года не подвела итоговую финальную черту существования ВКЛ. Когда в мае 1565 года король Сигизмунд Август под давлением польских магнатов объявил о созыве польско-литовского сейма для заключения унии, уничтожавшей автономию Великого княжества Литовского, Николай Радзивилл во главе шеститысячного конного войска подошел к Вильно. Сейм не открылся, условия союза стали обсуждаться тщательнее и более равноправно.
Достигнув всех возможных карьерных земных высот, Николай Радзивилл Черный ушел из жизни в самом расцвете сил до обидного нелепо. Страдая подагрой, он попытался излечиться от нее, намазав тело ртутью, что и совершил, несмотря на уговоры врачей не делать этого. Облегчения не наступило, и спустя трое суток – в ночь с 28 на 29 мая 1565 года - Николай умер. Словно предчувствуя скорую кончину, несвижский князь написал своему брату ставшие пророческими слова: «Придет время, и буду я как в каталоге, среди тех граждан, которые хорошо служили своему государству».
После его смерти писали, что умер человек, самый могущественный не только в Литве, но и во всей Речи Посполитой. На этом история влияния фамильной ветви Радзивиллов на развитие нынешней Брестчины не закончилась: дочь Николая Анна Магдалена стала женой подкормия каменецкого Николая Творовского – Бучацкого...
Автор: Евгений ЛИТВИНОВИЧ, "Заря".
04.02.2015.Больше интересного - у нас в Telegram https://t.me/brestcity
Новости по теме: Старый Брест
***
Подпишитесь на Новости Бреста в Google
Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости
По этой же теме (региону):
Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро